Обустройство парка
Парк для города, это всё равно что лёгкие для человека. Садово-парковое искусство имеет древнюю историю. Фрески, миниатюры, прикладные изделия, сочинения древних авторов сохранили до наших дней изображения и описания садов Древнего Египта, Вавилона, Рима, средневековой Европы. XVII век славится грандиозными парковыми ансамблями с регулярной планировкой. На смену им в середине XVIII века пришел пейзажный стиль, в основе которого лежало подражание естественной природе. Законодательницей новых вкусов стала Англия. Пейзажный парк воплотил идеи сентиментализма, интерес к миру человеческих чувств. В России эта тенденция возникла еще в 1770-х годах. Увлечение философией Ж. Ж. Руссо и поэзией Д. Томсона характерно для русской литературы того времени. Н. Карамзин писал: "О Томсон! век тебя я буду прославлять! Увлечение «свободной» природой нашло отражение и в живописи. Пейзажи Сем. Щедрина перекликались с произведениями К. Лоррена и С. Роза. Недаром Щедрина называли «русским Клодом». Изображения естественной природы служили фоном в живописи В. Боровиковского. На его известном портрете 1794 года Екатерина II представлена в Царском Селе. Императрица указывает на его живописный уголок, где над гладью искусственного озера возвышается Чесменская колонна. Жест призван напоминать не только о славных победах русского оружия над турками, но и о преобразованиях, начатых Екатериной II в загородных поместьях под Петербургом. В конце 1770 года императрица послала придворного архитектора В. Неелова в Англию. Он посетил загородные поместья на западе страны, познакомился с работами известных архитекторов. Привез несколько десятков гравюр, изображавших лучшие парки в Уилтоне, Стадли Ройял, Кью и Стоу. Английские гравюры послужили материалом для создания пейзажных уголков в Царском Селе. Вскоре коллекцию Екатерины II пополнили листы, привезенные английским архитектором И. Бушем. Он составил проект нового парка и весной 1772 года начал претворять его в жизнь. Старая регулярная часть не подвергалась переделкам. Работы развернулись на участке между Подкапризовой дорогой и Большим озером. Берегам прямоугольных прудов были приданы естественные плавные очертания. Перед фасадом дворца Буш разбил большой луг, ставший центральной перспективой. Ее завершал остров с живописными группами деревьев, который служил переходом от искусственного ландшафта к естественному. Темно-зеленые ели и пихты создавали выразительный фон. Самым известным среди пейзажных парков, созданных под Петербургом в конце XVIII века, стал Павловский. Его нельзя назвать чисто английским. Там органически сплелись черты пейзажных парков Англии, регулярных — Франции, итальянских загородных вилл. Над созданием павловского ансамбля работали архитекторы разных национальностей: англичанин Ч. Камерон, итальянцы В. Бренна, П. Гонзаго, русские А. Воронихин и К. Росси. Камерон определил основную схему планировки и разработал проект преобразования долины реки Славянки в уголок пейзажного парка. Извилистые дорожки, пролегавшие вдоль берегов, соединяли разнообразные «картины» в долине реки. Поэт В. Жуковский так излагал свои впечатления от прогулок: Иду под рощею излучистой тропой; За изгибом реки путнику открывался великолепный храм Дружбы, напоминавший античную ротонду. Окруженный зеленью, он казался то приземистым и тяжелым, то легким, эфемерным. Он по-разному воспринимался с видовых точек, предусмотренных архитектором. Ч. Камерон, возможно, использовал композицию ландшафта в Вест-Вукомб Парк (графство Букингэмпшир). На одной из гравюр с картины английского художника Т. Дэниэла изображен Музыкальный павильон, окруженный группами деревьев, вдали — мостик и замок на вершине холма. Внешне все напоминает окрестности Павловска. Но насколько русским, органично слившимся с тихими берегами Славянки и северным неярким небом стал ландшафт, созданный Камероном в Павловске! Его окрестности стали местом бесед и раздумий. «Все к размышленью здесь влечет невольно нас» — писал Жуковский. Пейзажи словно соответствовали человеческим чувствам, были полны различных настроений. «Павловск обладает тем очарованием, которое создает его характер; он должен удовлетворить всем вкусам, и даже смело могу сказать,— утверждал литератор Сен-Мор,— он отвечает всем настроениям души. Вот то, что его всегда выделит из ряда английских садов». XVIII столетие возвело садово-парковое искусство в ранг «высоких». В Европе не было страны, которая не подверглась бы английским влияниям в этой области, но везде (в том числе в России) ему были присущи национальные черты. Строительная компания ДорСтрой, может разбить перед вашим домом парк, посадить деревья, сделать тротуаpы, площадки для отдыха и выгула собак.
|